Словарь няни
Нередко, попав в агентство по подбору домашнего персонала или общаясь на тему образования и воспитания ребенка, вы слышите незнакомые Вам понятия. В любой профессии есть своя терминология. При этом у вас может быть двадцать пять лет педагогического стажа и четверо детей, но вы совершенно не понимаете, о чем речь.
Для того чтобы вы нс терялись и освежили свои знания, привожу наиболее часто встречающиеся термины.
Как вы знаете, воспитание детей — это развивающаяся область, и новые термины появляются в этой сфере каждый день.
Словарь составлен с помощью опытных нянь, воспитателей, учителей и родителей.
«XXI век», «2100» — современные образовательные программы, реализуемые в начальной школе. Их часто путают из-за присутствия в названиях чисел.
«XXI век» — программа развивающего обучения, разработанная проф. Н.Ф. Виноградовой. Авторский коллектив, создавший интересные учебники, был удостоен премии Президента Российской Федерации.
«2100» — современная образовательная программа развивающего обучения.
Наиболее удобна в плане преемственности, так как подробно разработана для дошкольных учреждений, начальной и средней школы.
По поводу нюансов использования программ и помощи ребенку следует обращаться к школьному учителю или методисту.
Алкоголь абсолютно недопустим в профессии няни. Нужно также внимательно следить затем, чтобы маленький ребенок не попробовал что-либо из бокала или бутылки, оставленной без присмотра. Если по какой-то причине это все же произошло, немедленно вызывайте врача, по возможности прочистите ребенку желудок, а главное, уточните состав и количество выпитого для срочного предоставления информации врачу. После посещения гостей, выходных дней и т.д. алкоголь может обнаружиться в доме в самых неожиданных местах, поэтому проверяйте территорию, где находится ребенок, почаще.
Антибиотики (antibiotica; анти- + греч. bios — жизнь) — вещества, продуцируемые микроорганизмами, высшими растениями или тканями животного организма, обладающие способностью избирательно подавлять развитие микроорганизмов или клеток некоторых опухолей. Назначаются строго лечащим врачом в конкретной ситуации. Часто вызывают аллергическую реакцию, более опасную, чем само заболевание. Всегда проверяйте срок годности, дозировки и группу препарата, так как название может быть незнакомым, а препарат относится к группе антибиотиков, вызывающих аллергию. Никогда не начинайте курс антибиотиков, предписанных по телефону или знакомой мамой. Если у ребенка наступает улучшение в середине курса, курс нужно пропивать до конца в рекомендуемых дозах, так как незаконченный курс не лечит болезнь, а только вызывает привыкание к лекарству, которое не подействует в будущем.
Антигистаминные препараты, антигистаминные средства (анти- + гистамин; син. противогистаминные) — лекарственные средства, блокирующие полностью или частично физиологическое действие гистамина (димедрол, супрастин, диазолин и др.); применяются, напр., для лечения аллергических реакций и болезней.
Аптечка — должна быть в доме всегда в строго определенном месте, если ребенок путешествует из дома в дом, у него должна быть походная, его личная.
Аптечка должна содержать препараты с действующим сроком годности, храниться в сухом прохладном месте. Лекарства и добавки, требующие низких температур, хранятся в холодильнике в упаковке с инструкцией и датой изготовления.
Примерный набор:
Перекись водорода, йод, зеленка, марганцовка, мирамистин, ватные диски, бинт, пластырь простой, бактерицидный, спирт (раны, порезы).
Регидрон (солевой раствор при обезвоживании), слабительные свечи (глицерин), лактусан (слабительное), уголь активированный (или любой сорбент для вывода токсинов), лакто- и бифидобакте-рии (рекомендую нарине и нарине-форте — безвреден и очень эффективен), ферменты (мезим, фестал и т.д.) (расстройства желудка, кишечника).
Антигистаминные препараты должны быть всегда под рукой на случай укусов или неожиданных реакций на пищу. Это финистил гель (наружно), финистил сироп, супрастин и т.д. Препараты применять строго по инструкции и соизмерять дозировки с возрастом и состоянием ребенка.
Жаропонижающие средства соответственно возрасту, например нурофен.
Общие — крем детский, крем солнцезащитный и т.д.
Препараты, которые нужны данному ребенку (напр., валидол, валокордин), препараты, которые нужны вам или взрослым, проживающим в доме, также находятся в семейной аптечке. Если ребенок выезжает за границу, то дополнительные лекарственные средства рекомендуются врачом, содержание аптечки еще раз перепроверяется.
БАДы и витамины.
Биологически активные добавки (БАДы) не являются лекарствами.
Категорически не рекомендуется пытаться распространять их на рабочем месте, т.е. в семье, где вы работаете, категорически исключается возможность давать их детям для укрепления здоровья без согласования с родителями и лечащим врачом.
Часто в БАДах содержатся консерванты и вещества, которые не только сводят на нет возможную пользу от их приема, но и подвергают серьезной опасности жизнь и здоровье ребенка.
Безопасный дом — существуют специальные приспособления для усиления безопасности дома, где находится маленький ребенок: защитный экран на рабочую поверхность кухонной плиты (чтобы малыш не смог стянуть горячую кастрюлю вниз и опрокинуть ее), лента для ступенек, чтобы они не скользили, заглушки на розетки, если не установлены безопасные розетки, фиксаторы на окна, чтобы их нельзя было открыть полностью, фиксаторы на двери, чтобы нельзя было закрыть и прищемить палец, и т.д. Если вы работаете с маленькими детьми, помимо соблюдения техники безопасности обязательно установите системы безопасности, которые предохранят малыша от травм, но позволят ему постигать мир окружающих его безопасных предметов.
Болезни.
Наличие болезни и диагноз устанавливает врач. Ваша задача как няни при недомогании ребенка как можно скорее обратиться к врачу.
Бюджет. Работая с детьми, вы будете совершать покупки. Обязательно оговорите затраты на питание ребенка, предпочтительные продукты и места покупки, бюджет на ваше питание, бюджет на питание вне дома, если вы куда-то выезжаете.
Если предстоят крупные покупки — замена коляски, сезонная одежда, путевки, расходы на медицинские услуги и др., обсудите это заранее с родителями ребенка.
Если родители уезжают, оговорите сумму на непредвиденные расходы, а также контакты людей, которые смогут вам помочь в нестандартной ситуации.
ВИП-гардероб — слово из репертуара агентств по подбору персонала, обозначающее дорогие вещи, требующие особого внимания при стирке, сушке и глажке. Фактически требования к уходу за соответствующими вещами те же, но ответственности больше.
Чтобы ответить утвердительно на грозный вопрос: знаете ли вы ВИП-гардероб (vip гардероб), нужно просто хорошо изучить правила ухода за вещами, бережно к ним относиться и всегда строго следовать рекомендациям, обычно указанным на этикетке.
Часто высокая цена и бренд не гарантируют высокого качества, так как вещь изначально рассчитана на один сезон. Если вы не уверены в положительном исходе чистки или глажки, посоветуйтесь с владельцем.
Вирусы и инфекции (лат. Virus — яд) — неклеточные формы жизни. Вирусы намного меньше, чем бактерии; размножаются внутри клеток человеческого организма. Их нельзя увидеть под обычным микроскопом, на них не действуют обычные антибиотики. Однократное внедрение определенного вида вируса в организм вырабатывает у него иммунитет на всю жизнь, поэтому дети болеют корью или ветрянкой только один раз. Вирусы вызывают многие заболевания человека: корь, свинку, грипп, полиомиелит, бешенство, оспу, желтую лихорадку, трахому, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД. Нередко у людей начинают расти бородавки. Всем известно, как после простуды зачастую «обметывает» губы и крылья носа. Это тоже вирусные заболевания.
Ученые установили, что в организме человека живет много ви¬русов, но проявляют они себя не всегда. Воздействиям болезнетворного вируса подвержен лишь ослабленный организм.
Высаживание — методика, при которой с рождения не исполь¬зуются памперсы. Младенец высаживается над тазиком днем и ночью. Считается, что таким образом он быстрее научится пользоваться горшком. Этот метод требует большого количества сил, так как высаживать приходится иногда каждый час.
ГВ, гэвэшницы — грудное вскармливание, мама, кормящая грудью. Консультант по ГВ — опытная мама или врач, приезжающий к кормящей женщине, чтобы помочь наладить грудное вскармливание.
Гимназия — учреждение образования, реализующее расширенные образовательные программы. Официально гимназические классы начинаются с пятого, но многие гимназии готовят для себя учеников начиная с первого класса.
Глен Доман — врач-нейрохирург, разработавший систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, а вслед за этим методику раннего развития детей. Институт, который возглавляет Глен Доман, предлагает подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку.
ГМО — генетически модифицированные продукты. По статистике, в мире па основе ГМО производится четверть всех лекарств! Модифицируют чаще всего картофель, свеклу, кукурузу, томаты, сою и т.п. Такие растения крупнее сородичей, не поражаются свойственными им заболеваниями, то есть более выгодны в производстве. Среди ученых есть те, кто придерживается следующего мнения: трансгены могут увеличить риск возникновения аллергий и мутаций.
Гомеопатия — назначение препаратов, вызывающих симптомы, аналогичные симптомам болезни. Концепция лечения по принципу «подобное подобным» в противоположность принципу аллопатии. Основоположник и автор термина — немецкий врач Христиан Фридрих Самуил Ганеманн (нем. Christian Friedrich Samuel Hahnemann; 1755—1843).
Современная медицина рассматривает гомеопатию как часть альтернативной, ненаучной, медицины, так как теоретическое обоснование гомеопатического принципа не соответствует научным представлениями о функционировании здорового и больного организма, безопасность и эффективность большинства гомеопатических методов лечения никогда не подвергалась проверке, а немногие осуществленные клинические испытания гомеопатических препаратов не выявили различий между гомеопатическим лекарством и плацебо (Википедия).
Гувернер — в переводе с французского «гувернер» означает «воспитатель детей, приглашаемый в буржуазные семьи». Толковый словарь русского языка так объясняет значение слова «гувернантка»: «воспитательница детей, приглашаемая в семью, чаще иностранка». В наши дни гувернер — это домашний учитель и воспитатель.
Двуязычный ребенок — ребенок, с детства говорящий на двух языках (родители говорят на разных языках, ходит в садик в другой стране). При двуязычии может быть задержка речи, проблемы с письмом. Все эти явления корректируются и ярко компенсируются знанием двух и более языков.
Детский тариф — специальная цена на проезд ребенка в транспорте.
Устанавливается в каждой компании по-разному, в зависимости от возраста, сезона и т.д. На многих авиалиниях ребенок летит бесплатно без индивидуального места до двух лет. При этом какую-то сумму обязательно доплачивают за выписку билета.
Детское меню — во многих ресторанах есть детское меню с небольшими порциями и едой, которая больше подходит для ребенка. В любом случае к выбору еды для малыша нужно подходить очень аккуратно: подробно расспрашивать о составе блюда и пробовать все, прежде чем дать ребенку. На сегодняшний день существует огромный выбор производителей детского питания. При выборе детского питания следовать рекомендациям врача, учитывать возраст ребенка и внимательно проверять срок годности и сохранность упаковки. При введении прикорма добавлять каждый вид питания в рацион малыша следует с объема не более одной чайной ложки.
Диспансеризация — медицинское обследование. В словаре Ожегова определение слова «диспансеризация» звучит так: «систе¬ма медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреж¬дениями в целях профилактики и своевременного лечения заболе¬ваний». График плановых осмотров малыша педиатром и другими специалистами назначает педиатр.
Дисграфия — нарушение письма. Ребенок с трудом обучается письму, не помнит, как пишутся буквы, часто пишет буквы, разво¬рачивая их в другую сторону. Позже пишет с большим количеством графических ошибок: пропуск букв, замена букв (например б - д), пропуск и замена слов, перестановка букв и слогов и т.д. Многие родители, не понимая причины подобных ошибок, считают их проявлением невнимательности, рассеянности или нежелания трудиться. Ребенка заставляют заниматься русским языком большое коли¬чество времени, а потом удивляются тому, что, чем больше они заставляют ребенка писать под диктовку, списывать с печатного текста, тем хуже результат: «глупых», по мнению родителей, ошибок становится все больше и больше. Если вы заметили систематически повторяющиеся «странные» ошибки, необходимо незамедлительно обратиться к логопеду. Этот специалист занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и помогает решить дисграфические проблемы. Кроме групповых и индивидуальных занятий с логопедом, потребуется и дополнительная домашняя работа. Помните, что чем раньше вы заметите и начнете заниматься проблемой дисгра-фии, тем быстрее заметите положительные сдвиги. Ваши помощни¬ки в этом нелегком труде —логопед и школьный учитель ребенка.
Дислексия - нарушение чтения. Ребенок с трудом учится читать. Как и в случае с дисграфией, требуется очень серьезная работа с логопедом. Только путем логопедических занятий и выполнения специальных упражнений можно справиться с дислексией.
Дискалькулия (acalculia; а- + лат. calculo — считать; син. дис-калькулия) — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга. Так же, как и в случае с дислексией, требуется помощь логопеда и невролога, а также тщательное выполнение рекомендаций родителями и няней.
ДМС — добровольное медицинское страхование. Существуют карточка ДМС, договор ДМС.
Застрахованный ребенок имеет право на дополнительное медицинское обслуживание в специализированной клинике, «Скорую помощь» с размещением в определен¬ный стационар. Идеальный вариант, если родители часто отсутствуют, а няня несет полную ответственность за здоровье малыша. В случае госпитализации им будет предоставлена отдельная палата и все необходимые консультации.
Зайцев, кубики Зайцева — система раннего обучения чтению с использованием специальных методических пособий (кубики и таблицы). Ребенку, показывая букву, называют звук. При обучении чтению используют не понятие «слог», а понятие «склад». Причем склад, в отличие от слога, может содержать один согласный. Например: в слове яблоко три слога, а складов четыре: я - б - ло - ко. Чтобы ребенок мог понять разницу между звонкими и глухими со¬гласными, внутри кубиков находятся деревяшка - если согласный глухой, или металлические кругляши — если согласный звонкий.
Программа развивающего обучения Заякова, реализуемая в современной начальной школе. Одна из первых программ, направ¬ленная на ребенка и использующая проблемное обучение. На любом уроке создается проблемная ситуация, в результате решения которой дети и приобретают новые знания.
ЗПР — задержка психического развития. Незначительная за¬держка психического развития, выявленная на ранней стадии, при хорошей работе невролога, профессионального массажиста, психолога, педагога и логопеда поддается коррекции и не является преградой для обучения в общеобразовательной школе.
Кенгуру (кенгурушка) — рюкзак для переноски детей. Разрешен с момента, когда ребенок уверенно сидит самостоятельно. До этого времени можно переносить ребенка в слингс, полулежа.
Консерванты — пищевые добавки (их известно несколько сотен). Простой и дешевый способ придать продукту' привлекатачьный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения. Раньше названия этих химических веществ писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году в Европе решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). По данной системе пищевые добавки делятся на группы но принципу действия. Группа определяется по первой цифре, указанной после буквы Е.
По-настоящему (а не официально) безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их врачи не рекомендуют употреблять детям до пяти лет.
Е100 — куркумин (краситель), может содержаться в порошке кэрри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах,
Е363 — янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках.
Б504 — карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли.
Е957 — гауматин (подсластитель), может содержаться в мороженом, сухофруктах, жевательной резинке без сахара.
Лицей — образовательное учреждение с углубленной подготовкой. Исторически углубленная подготовка в лицеях предусматривалась по дисциплинам гуманитарного цикла.
Масару Ибука «После трех уже поздно» — книга, объясняющая суть и цель раннего развития. Масару Ибука — президент и основатель фирмы «Сони», он был одним из первопроходцев, кото¬рые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера. «Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире...»
Массаж детский (франн. massage) - совокупность приемов механического дозированного воздействия на какие-либо участки поверхности тела человека, проводимых с помощью специальных аппаратов или руками с лечебной или профилактической целью. Детским называют массаж, который обычно проводится в период с грудничкового возраста до одного года. В этот период это является особенно необходимым. Ведь именно в первый гол жизни ребенок начинает держать головку, садиться, ходить. Детский массаж должен осуществлять сертифицированный специалист строго по назначению врача. Няня может массировать ребенка только по со¬гласованию с врачом и родителями, при этом врач должен убедиться, что няня все делает правильно.
ММД (минимальная мозговая дисфункция) — часто встречающаяся проблема у детей раннего возраста. ММД относится к перинатальным энцефалопатиям. Минимальные мозговые дисфункции — понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возника¬ющие в силу недостаточности функций центральной нервной системы. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функ¬циональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему ин¬теллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Монтессори, Мария — итальянский педагог-гуманист (1870— 1952). Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка, воспитатель, или учитель, как его называют в системе Монтессори, ставит своей задачей помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Невролог — врач-специалист, подготовленный по вопросам диагностики, лечения и профилактики болезней нервной системы.
Органические продукты — продукты, которые генетически не модифицированы, выращены без химических добавок. Продаются по более высокой цене в специальных отделах или магазинах, а так же у частных фермеров на рынках (говоря простым языком — у бабушек). Визуально их можно отличить по непрезентабельному виду и форме, наличию в яблоках червячков и т.д. Диета ребенка по возможности должна состоять из органических продуктов, желательно от проверенного производителя. Следует быть особенно осторожным, приобретая мясо-молочные продукты у частника. Продукты должны иметь гигиенический сертификат и быть правильно обрабо¬таны, т.е. молоко необходимо кипятить, мясо проварить и т.д.
Ортодонт — специалист, который следит за правильным расположением зубов. От этого зависит здоровье и внешность ребенка в будущем. Важно выполнять рекомендации, связанные с ношением пластины, графиком посещений и т.д.
Ортодонтия (orthodontia; орт- + греч. odus, odontos — зуб) — раздел стоматологии, изучающий диагностику, профилактику и лечение аномалий развития и деформаций зубов, зубных рядов и" челюстей).
Отставание в развитии — см. ЗПР.
Охранные системы. Если вы приступаете к работе в новом доме, обязательно изучите, как работает охранная систем, какие нужны ключи, как ставить и снимать жилище с охраны, а также, как вызвать дежурную бригаду в случае необходимости, находясь в разных частях дома.
Педагогическая запущенность — часто возникает ситуация, когда ребенок приходит в школу с хорошей подготовкой, готовый учиться интеллектуально, физически, физиологически и психологически. Однако примерно через пять-шесть месяцев выясняется, что у ребенка проблемы с учебой, зачастую сначала заметные лишь учителю. Родители начинают разделять тревогу учителя лишь со второго класса, когда выставляются отметки, которые оказываются гораздо ниже ожидаемых. Ситуация, в которой взрослые, считая, что поход в школу означает, будто ребенок стал взрослым, оставляют его один на один с его проблемами, называется педагогической запущенностью. Столкнувшись несколько раз с учебными проблемами и не получив помощи и поддержки, ребенок теряет положительный настрой на учебу. Для решения данной проблемы необходима серьезная психологическая работа прежде всего с родителями. Путь к успеху такого ребенка начинается с осознания того, что его проблемы интересны не только ему, но и его близким.
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением высоты ее сводов вплоть до их полного исчезновения. В детстве легко исправляется комплексом мероприятий, таких, как подбор правильной обуви, стелек, лечебной физкультурой и т.д. Если оставить эту проблему без внимания, то во взрослом состоянии человека ждут боли в ногах, спине, усталость, невозможность заниматься некоторыми видами спорта.
Повышенная возбудимость — снижение порога чувствительности к тем или иным раздражителям и неадекватно бурная на них реакция.
Портфолио выходного дня — дневник событий, который ведут дети и родители, отслеживая самые интересные события выходных дней. Эту красиво оформленную папку дети приносят в школу, обсуждают важные события в жизни их семей.
Подобная работа позволяет создать единую команду: дети - родители - школа.
Портфель школьный — рюкзак, в котором ребенок носит свои учебные принадлежности. Приобретая портфель (особенно для первоклассника), следует обратить внимание на его удобство: ортопедическая спинка, мягкие широкие ремни, вместимость, масса самого портфеля без принадлежностей, удобство замков (сможет ли ребенок сам его быстро и легко открыть), красота портфеля (нравится ли он ребенку). При покупке портфеля следует отдать предпочтение ранцу, который поможет сохранить маленькому ученику красивую осанку, далее следите, чтобы ваш ребенок носил портфель на спине, а не в руке. Важно и внутреннее наполнение портфеля. Необходимо каждый вечер вместе с малышом собирать портфель в школу. Представьте, как неловко он будет себя чувствовать, если в его ранце не окажется чего-то нужного.
Развивающие игрушки — игрушки и пособия для занятий. Такие игрушки нужно обязательно покупать в соответствии с возрастом или с небольшим опережением.
Санация зубов (санация полости рта; лат. sanatio — оздоровление) — комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на выявление патологических изменений и функциональных нарушений органов полости рта, их устранение и профилактику. Ребенок регулярно посещает стоматолога с трех лет.
Сесиль Лупан — автор книги «Поверь в свое дитя». Последователь Глена Домана. известна тем, что преобразовала его систему и дополнила ее. Система раннего развития ребенка, которую она предлагает вниманию читателей, — практическое руководство для родителей, желающих дать своим малышам в самом раннем возрас¬те различные средства познания мира.
Синдром рассеянного внимания — неспособность человека сосредоточиться на чем-либо необходимое количество времени. Как правило, сопровождается синдромом гиперактивности. Причины н методы лечения может определить только врач-невролог.
Система поощрений и наказаний - как и за что хвалить и поощрять, а за что и как наказывать, решают самостоятельно в каждой семье. Няня должна быть осведомлена об этой системе. Только важно помнить, что наказание и поощрение должны быть заслуженными и не оскорблять человеческое достоинство ребенка.
Сказкотерапия - способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и вен принимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сцен, рий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, мно¬гие дети просят читать им одну и ту же сказку по многу раз.
Сколиоз — искривление позвоночника во фронтальной плоскости (в сторону от середины). Исправляется коррекцией осанки, сеансами мануальной терапии (остеопатии), детским массажем.
Слинг (англ. sling — перевязь) — перевязь, используемая для переноски ребенка, одно из древнейших приспособлений для но¬шения детей. Слинги бывают разных видов, размеров и стилей. Главное отличие слинга от сумки типа «кенгуру* состоит в том, что в слингс можно носить ребенка с рождения, а в «кенгуру» только с момента, когда ребенок уверенно сидит сам.
Срок годности — ключевой момент при совершении любых покупок для ребенка, будь то продукты, лекарства или детская косметика. Всегда тщательно проверяйте состав, срок годности и целостность упаковки, старайтесь ориентироваться на проверенных производителей. По возможности всегда пробуйте то, что даете ребенку.
Стельки (ортопедические стельки) — назначаются детям строго ортопедом в основном в школьном нозрасте для коррекции плоскостопия.
Увлажнитель воздуха - прибор, генерирующий пар для увлажнения воздуха в помещении. Одним из самых главных факторов в уходе за ребенком является влажность воздуха, которым он дышит. Для здорового ребенка влажность должна быть не менее 50%, для больного респираторной инфекцией — не менее 60%. Если воздух в комнате слишком сухой, у ребенка пересыхает слизистая оболочка, закладывает нос, он часто просыпается ночью. Сухой воздух, особенно при центральном отоплении, выполняет роль губки, вбирая влагу изо всех частей организма — кожи, волос, дыхательных путей.
Ультрафиолет (фактор защиты). Дети до трех лет вообще не должны находиться под прямыми лучами солнца, говорят дерматологи. В коже малышей очень мало клеток, производящих меланин, поэтому их защитный слой загара очень слаб. Кроме того, роговой слой детского эпидермиса почти в два раза тоньше, чем у взрослых, и ультрафиолетовые лучи легко проникают в глубь кожи, приводя к ожогам, которые в большинстве случаев протекают значительно тяжелее и дольше, чем у взрослых, и могут привести к развитию ракового заболевания кожи. Солнцезащитные средства для детей старше трех лет специально адаптируются для нужд детской кожи. Они содержат только нейтральные физические фильтры, не включают до-банок, красителей и спирта. Прежде чем вывести малыша позагорать, кожу сто обязательно смазывайте солнцезащитным кремом каждые Два часа, каждый раз после купания и используйте крем с фактором защиты не менее 25. Это очень важно. Каждый раз после пребыва¬ния в воде наносите крем заново, даже если он водостойкий.
Франсуаза Дольто — знаменитый французский врач и психоаналитик. Деятельность Дольто была революционной для Европы, а потом и для всего мира. Детский психоаналитик утверждала, что у ребенка есть язык общения до того, как он начинает говорить, -это жесты и взгляды. Ребенок все понимает даже тогда, когда от него пытаются что-то скрыть. Всемирную известность Дольто получила благодаря своим книгам «На стороне ребенка», «На стороне подростка», «Когда рождается ребенок». В 1979 году она создала модель «Зеленого дома» — детского центра для ранней социальной адаптации детей. Теперь такие дома есть в Швейцарии, Бельгии, Канаде и в России.
Фрейд, Зигмунд — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. Согласно его теории невротические расстройства человека вызваны взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов, происходивших с ним в раннем детстве.
Рекомендуем почитать родителям и няням
Эти произведения в большинстве своем рекомендованы к внеклассному чтению в 1-3 классах.
Если вы родитель, то вы прочитаете их вместе с ребенком в любом случае, если вы няня без опыта работы, то эти книги помогут вам в работе и доставят массу удовольствия вам и вашим воспитанникам.
1. С. Лагерлёф: «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».
2. А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный Чулок», «Повести об Эмиле из Леннебёрги», «Мио, мой Мио» ... и другие.
3. П. Траверс: «Мери Поппинс».
4. С.Я. Маршак: «Мяч», «Воробьи по проводам...», «Жадина», «Карусель», «Дружеский совет», «Ходит, ходит Попрошайка...», «Что такое перед нами?», «Чем болен мальчик?», «Усатый-полосатый», «Про гиппопотама», «Теремок», «Тихая сказка», «Ку¬рочка ряба и 10 утят», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный...», «Цирк», «Детки в клетке» и др.
5. К.И. Чуковский: «Айболит», «Краденое солнце», «Кроко¬дил», «Тараканище», «Федорино горе» и др.
6. Д.И. Хармс: «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удиви¬тельная кошка», «ИванТопорышкин», «Миллион», «Игра», «Врун», «Что это было?» и др.
7. Б.В. Заходер: «География всмятку», «Странное происшествие», «Кит и кот», «Считалочка», «Птичья школа», «Мартышкин дом», «Куда спешат головастики», «Сказка про доброго носорога», «Где поставить запятую», «Бочонок-собачонок», «Кавот и Камут», «За¬гадочный шум», «Дорожная шумелка для плохой погоды» и др.
8. П.П. Ершов: «Конёк-горбунок».
9. В.М. Гаршин: «Лягушка-путешественница».
10. Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Алёнушкины сказки».
11. П.П. Бажов: Уральские сказы: «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце».
12. Е.А. Пермяк: Сказки из сборника «Дедушкина копилка»:
«Счастливые часы», «Золотой гвоздь», «Волшебный коврик», «Царь Горох и царица Куница», «Торик и Шарик», «Некрасивая елка», «Ко¬ролева Буль-Буль», «Как Огонь на Воде женился», «Как Огонь Воду замуж брал», «Мелкие калоши», «Фока на все руки дока» и др.
13. Сказки братьев Гримм: «Храбрый портняжка», «Госпожа Метелица», «Семь воронов», «Беляночка и Розочка», «Семеро хра¬брецов», «Заяц и еж», «Соломинка, уголь и боб», «Золотой гусь», «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка», «Золушка», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Бременские музыканты» и др.
14. В. Гауф. Сказки: «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Холод¬ное сердце», «Калиф-аист».
15. Г.Х. Андерсен. Сказки: «Огниво», «Соловей», «Чайник», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовоч¬ка», «Дикие лебеди», «Старый дом» и др.
16. Ш. Перро: сборник «Сказки моей матушки Гусыни».
17. Р. Киплинг: сказки: «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Откуда взялись броненосцы», «Откуда у кита такая глотка», «Откуда у носорога шкура», «Отчего у верблюда горб», «Как леопард стал пятнистым», «Маугли».